Количество электротранспорта на дорогах растет, а вместе с ним и спрос на доступную зарядную инфраструктуру. Сегодня застройщики нередко сталкиваются с новым требованием – создавать условия для комфортной зарядки электромобилей прямо в жилых комплексах. Вопрос, который еще недавно казался «опциональным», превращается в реальную необходимость. Так что же это – временный тренд или обязательный элемент современного девелопмента?
Почему застройщикам стоит подумать о зарядной инфраструктуре уже сейчас
Электромобили становятся частью городской жизни. Покупатели жилья, особенно в крупных городах, уже оценивают новостройки не только по классическим параметрам (транспортная доступность, экология, инфраструктура), но и по уровню технологичности. Наличие зарядных станций во дворе или на подземной парковке – конкурентное преимущество, которое может повлиять на решение о покупке.
Кроме того, изменяющееся законодательство также подталкивает девелоперов внедрять зарядные станции в ЖК еще на этапе возведения зданий. В ряде регионов РФ уже вступили в силу нормы, обязывающие застройщиков предусматривать в проектной документации зарядную инфраструктуру для электротранспорта. А в ближайшие годы подобные требования могут стать и федеральным стандартом.
Зарядные станции в новостройках: реальность или «для галочки»?
На данный момент в большинстве новых жилых комплексов зарядные станции появляются, скорее, как элементы имиджа – на одну-две машины, с простой медленной зарядкой. Однако и этого уже бывает недостаточно. В полностью заселенном ЖК владельцы электромобилей сталкиваются с многочасовыми очередями или вовсе отмечают отсутствие реальной возможности зарядиться.
Чтобы обеспечить комфортное использование электротранспорта, необходима продуманная зарядная инфраструктура для электромобилей, учитывающая не только текущее количество машин, но и рост их числа в перспективе ближайших 5-10 лет. Здесь важна закладка дополнительных мощностей, продуманные схемы подключения, системы учета и управления зарядкой.
Каким требованиям должна соответствовать зарядная инфраструктура ЖК
Пока федеральных обязательных норм по проектированию зарядной инфраструктуры в новостройках нет, но есть рекомендации Минстроя и практики, которыми руководствуются передовые девелоперы. Вот ключевые параметры, которые нужно учитывать при планировании:
- мощность подключения – для зарядки одного электромобиля требуется минимум 7-22 кВт. На десятки машин – соответствующие резервы по мощности;
- тип коннектора – наиболее распространен европейский стандарт Type 2;
- длина кабелей – не менее 4-5 метров для удобства подключения;
- наличие системы балансировки нагрузки – для равномерного распределения энергии по всем активным станциям;
- интеллектуальная система управления – позволяет отслеживать потребление, планировать зарядку по расписанию и удаленно управлять станциями;
- безопасность и защита – автоматическое отключение при перегрузках, защита от влаги и пыли, антивандальное исполнение станций.
Соответствие всем этим параметрам – не просто рекомендация, а реальные требования к зарядной инфраструктуре, которые обеспечивают ее работоспособность и долгосрочную эксплуатацию.
Где управляющей компании взять мощности для зарядных станций?
Проблема с выделением свободных нагрузок электросети для зарядки автомобилей становится все более актуальной, а с развитием популярности электротранспорта она будет лишь нарастать. Реконструкция электросетей ради увеличения мощности домовладения – достаточно дорогостоящее мероприятие. Так какой тогда есть выход?
Зарубежные и ведущие российские производители предлагают свои решения по статической и динамической балансировке мощности между домовладением и как одной, так и каскадом зарядных станций. При реализации такого проекта на Вашем объекте, Вы получаете удаленный всесторонний контроль зарядной инфраструктуры, сами сможете устанавливать необходимость перераспределения энергии между зарядками, а также производить новые подключения без страха нехватки мощностей.
Наиболее актуальные предложения балансного регулирования мощности от наших партнеров – производителей зарядных станций – Вы найдете в разделе каталога «Балансировка мощности». А мы, как официальный оператор-установщик продукции производителей, представленных на нашем сайте, произведем монтаж в максимально короткие сроки.
Финансовая модель: как застройщику сделать инфраструктуру выгодной
Для многих девелоперов главный вопрос – окупаемость. Установка зарядных станций требует затрат, особенно если планируется масштабное покрытие всей парковочной зоны. Однако грамотная стратегия позволяет превратить эти инвестиции в источник дохода:
- платный доступ – жильцы платят за электроэнергию по тарифу, выше базового, что покрывает расходы и приносит прибыль;
- партнерство с операторами зарядных сетей – сторонняя компания устанавливает оборудование и делится доходом;
- дополнительная стоимость недвижимости – наличие зарядной инфраструктуры повышает привлекательность ЖК и позволяет увеличить стоимость квадратного метра;
- гранты и субсидии – региональные и федеральные программы поддержки экологичного транспорта могут компенсировать часть затрат.
Зарядные станции в ЖК как стандарт завтрашнего дня
Если еще пять лет назад наличие зарядки во дворе казалось «фишкой» элитного жилья, то сегодня она становится частью базового набора для комфортной жизни. Особенно это актуально для домов бизнес- и комфорт-класса, где аудитория чаще всего – потенциальные владельцы электромобилей.
Включение зарядной инфраструктуры в проекты на раннем этапе позволяет минимизировать расходы (например, не требуется дополнительная прокладка кабелей после сдачи дома) и избежать конфликтов с жильцами, которые позже захотят установить станции за свой счет.
Кроме того, соответствие возведенного ЖК актуальным критериям экологической ответственности и устойчивого развития укрепляет имидж девелопера на рынке. Это важно не только для покупателей, но и для инвестиционных партнеров, фондов и госорганов.
Вывод
Зарядные станции в ЖК – это уже не тренд, а новая норма. Покупатели ждут от современных новостроек технологичности и готовности к будущему. Те застройщики, кто уже сегодня внедряет зарядные станции в новостройках, получают конкурентное преимущество и лояльность клиентов.
Игнорировать этот запрос – значит упустить возможность занять сильную позицию на рынке. Электротранспорт – это не «одна из опций», а реальность, к которой нужно быть готовыми. И чем раньше начнется работа над этим направлением, тем эффективнее будут результаты – и для бизнеса, и для горожан.